Декупа́ж (фр. découpage — «резка») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.

История

Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Китае, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Европе, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты 30-40 слоями лака.

Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что делало мебель значительно дешевле, однако она пользовалась не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.

Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и её придворные дамы использовали для украшения работы Ватто и Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской революции.

В Англии декупаж стал доступен широким слоям населения в Викторианскую эпоху, когда в большом количестве появились коллекции с отпечатанными листами для вырезания, и декупаж проник почти в каждый дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами.

Техника декупаж имеет очень продолжительную историю. Среди знаменитостей, увлекавшихся декупажем — королева Франции Мария Антуанетта, Мадам де Помпадур, Лорд Байрон, Матисс и Пикассо.

Иконопись

Вариант техники декупажа встречается в русской иконописи: техника называется обычно аппликацией на деревянную основу. Эта декоративная техника заключается в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и тому подобное), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования. В России такая техника до XVII века не была известна, ее привезли в Оружейную палату западные художники. В ней выполнена, в частности, икона «Спас Эммануил» из собрания ГИМ

Современность

Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров.

Сейчас к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на копире картинки различного содержания.

Кроме того, активно применяются так называемые рисовые и декупажные карты. Это специальным образом подготовленные изображения, напечатанные типографским способом на специальной бумаге.

Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание (браширование, кракле, шебби), художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор для фантазии. Возрождение давней традиции декупажа заметно повлияло на увеличение числа мастеров, занятых в этой старинной технике.

Виды декупажа

Существует пять основных видов декупажа: прямой (классический), обратный, объёмный, дымчатый (художественный), декопатч.

Стили декупажа

В настоящее время в декупаже популярны такие стили: прованс, викторианский стиль, кантри, шебби-шик, симплисити, милитари, этно. Это обусловлено в первую очередь текущими тенденциями в стилистике интерьеров.